Еврейская кухня 
Салаты и закускиПервые блюдаВторые блюдаЭкономные рецептыВыпечка Сладкие вкусняшкиДомашние заготовки

О еврейской кухне

 

«– В праздники я ем только кошерное. Я не отдам кусочка еврейской рыбы за все маринады и майонезы в мире, и, между нами говоря, я не променяю еврейское жаркое на двадцать бифштексов, ромштексов, розбратов и ростбифов. 

Не будем лукавить: что может быть вкуснее шейки по-еврейски, начиненной мукой? Или бабки с куриными печенками? Или почек, пересыпанных крошками теста? Или чего не хватает, например, еврейскому бульону с хворостом, или лапшой, или вдруг даже с вареничками? А? Что? 
И Бибер снова возвращается к еврейской рыбе, говорит все громче, потому что все говорят, вся публика говорит о рыбе, не может нахвалиться рыбой. Гости превозносят рыбу и хозяйку…
» 

 

Шолом-Алейхем, «Блинчики»

Широко известная шутка о том, что еда – есть еврейский национальный спорт, глубоко укоренена не столько в жизни, сколько в литературе. Заглянуть только в популярный шеститомник Шолом-Алейхема, и сразу хочется выпустить «Кулинарную книгу от Тевье-молочника, мальчика Мотла, блуждающих звезд и Менахема Мендла».

"Мальчик Мотл" 
Иллюстрация Григория Ингера

Почему бы и нет? У Шолом-Алейхема часто встречаются образы разных ухищрений традиционного еврейского стола. А за этими образами стоит сама жизнь, реальность местечка, бедная или достаточная, но никогда ее обитатели не забывают о проблеме куска хлеба и, тем более, о трапезе в праздник. Духовность, которую обеспечивает не просто и не только кусок хлеба.

Спорт – не спорт, а кулинария, традиционные кушанья есть неотъемлемая часть национальной культуры.

 

 И классик национальной литературы знал об этом лучше нас. Перейдем к примерам. 
Знаете ли вы, с чего начинается сюжет забавной философской истории о заколдованном портном? 
Забавная и философская – это звучит противоречием, но не для Шолом-Алейхема, у которого философия занимательна, а юмор имеет глубокие талмудические корни. 

«Заколдованный портной» – это именно та история, которая включена в программу школ Украины как образец еврейской литературы. Это загадочная история о том, как умный портной козу покупал, да не купил… Дойная, послушная коза оборачивалась демоническим бесполезным козлом – и все тут. Закончилось все очень смешно, хоть и печально. 

И не ловите автора на противоречии, оглянитесь хоть и на свою жизнь. 

 

А начиналось все с обеденного меню.

 

Приключилась однажды такая история.

 

 «Пришла как-то в летний день с базара Ципе-Бейле-Рейза с кошелкой в руках. Швырнула пучок чесноку, петрушку и картошку, которые она закупила, и воскликнула в сердцах:

– Провались оно сквозь землю! Опостылело мне изо дня в день сушить себе мозги, придумывать, из чего обед готовить! Министерскую голову нужно иметь! Только и знаем, клецки с фасолью или фасоль с клецками, прости Г-споди!»

Размечталась жена портного о молочном борще, о кусочке творога и варениках со сметаной… Эти аппетитные разговоры и ученого портного разбередили, вот и отправился он за козой. 

 

Так и началась эта таинственная история.

 

 

Книги Шолом-Алейхема – настоящая энциклопедия повседневной жизни российского еврейства, и немало статей этой энциклопедии отданы национальной традиционной кухне. Тем более, что каждый праздник еврейского календаря отмечен особыми блюдами, тем более, что каждую неделю приходит Царица-суббота, и отдельной темой становится райский вкус ее трапез.

Какие только ни закручиваются сюжеты вокруг тайн еврейской кухни! 

Вот, например, рассказ «Харойсес». Харойсес – лакомое блюдо пасхальной трапезы. 

В этом рассказе даже скандальная чета выглядит за пасхальным столом доброй и просветленной. Харойсес в рассказе изготовляет для всей семьи богач Йося. 

Он самолично крошит изюм, растирает яблоки и добавляет мед. Но революционные настроения уже заглянули в местечко. Появились книги с лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», и первые драмы исторической бури завязались вокруг… харойсеса.

 

Название рассказа «Молочная пища» говорит само за себя. Название – будто для кулинарного сборника. 

Сборников таких во времена Шолом-Алейхема еще не издавали, каждая хозяйка была сама себе профессором кулинарных наук, но сейчас мы с аппетитом листаем рассказы – что-то узнаем, о чем-то догадываемся, а некоторые рецепты, видно, канули вместе с местечком в историю. 

Мы можем только догадываться о том, каково это было на вкус.

Итак – «Молочная пища»: «…Тут и пельмени, и вареники, и оладушки, и пирог, и творожники, и запеканка, и налистнички, и галушки, и блинчики, и сырники, и плюшки, и блины, и ушки…» 

Герой рассказа проявляет незаурядную эрудицию, они с женой вольно фантазируют на тему, что было бы, если бы у них все было… Список блюд занимает две с половиной страницы, муж с женой соревнуются в изобретательности и упражнениях в памяти, потому что в реальности большая и очень небогатая семья питается халой с хлебом либо хлебом с халой, что не мешает герою с гордостью провозгласить в финале: 

 

«Другие народы с нашим и не сравнить! Вкусней еврейской кухни нет ничего!»

 

Субботняя трапеза воспета в рассказе «Не сглазить бы!». 

 

Фаршированная рыба, королева еврейской кухни, сводит с ума героя псевдоромана «Блинчики» настолько, что он сватается к замужней женщине. 

 

Рассказ «Праздничные гостинцы» сохранил для нас описание умопомрачительных лакомств, которые хозяйки готовили и дарили друг другу на праздник Пурим.

Не одна кулинарная современная книга пыталась расшифровать шолом-алейхемовский шелахмунес. 

 

Один шелахмунес состоял «из большого красивого хоменташа, двух подушечек – одной открытой, нашпигованной катышками в меду, другой круг­лой, затейливо разделанной с двух сторон; из сахарного пряника с изюминкой на самой середине; из большого четырехугольного куска торта, куска слоеного коржа, двух маленьких царских хлебцев и объемистого ломтя ржаной коврижки, которая в этом году, как никогда, удалась… – то ли мука была хорошей, то ли мед попался чистый, то ли удалось хорошо взбить тесто, то ли она просто хорошо испеклась. Так или иначе, коврижка была мягче пуховой подушки».

А так выглядел второй пуримский подарок: «шелахмунес состоял из хорошего куска штруделя, двух больших медовых пряников, одного подового пряника и двух подушечек с начинкой из сладких мучных катышков; подушечки по краям были выложены рыбками; здесь лежали еще две большие маковки, черные, блестящие, нашпигованные орехами и хорошо прожаренные в меду. Кроме того, с подноса улыбался желтый душистый апельсин, аромат которого проникал в самую душу». Конечно, и в этом рассказе замечательные лакомства – предлог, вокруг которого разворачивается сюжет отношений. Но какой же яркий и аппетитный предлог!

 

 

Шолом-Алейхем не скрывает, что пировать его героям приходится в реальности редко, но зато они умеют накрыть богатый стол в своих мечтах. 

 

Пожалуй, яснее всего это видно в блестящей миниатюре «Яичница богача». Это такой перевернутый «суп из топора» – широко известный сюжет русского фольклора. Чтобы приготовить суп всего лишь из топора, находчивый русский солдат все прибавлял того-сего в котелок, а чтобы насладиться яичницей своей мечты, бедному еврею пришлось то-се отнимать.

—————————————————————————————

Яишница богача 
Шолом-Алейхем

– Право, Гинда! Последние штаны продать, лишь бы богачом стать! 
– Ты о чем? 
– У богача был. Видел, яичницу ему подали. Райский вкус, что и говорить... 
– Брось, что тут особенного? Яичница как яичница. 
– Пальчики оближешь, что и говорить... 
– А ты ел? 
– Ел? При чем тут я? 
– Откуда же ты знаешь?.. 
– А разве не видно? Издали посмотреть – и то удовольствие! Тает во рту, как масло... 
– Известное дело, богачи, чего им не хватает? 
– Разве лишь головной боли! Хотел бы я видеть, Гинда... Гм... Гм... А не сделаешь ли ты хоть раз яичницу? 
– В самом деле?.. Губа не дура... 
– Почему бы и нет? Ведь раз в жизни... 
– С ума спятил, что ли? 
– Гм... гм... Под ложечкой сосет... Сделай мне яичницу! Ну-ка, Гинда! 
– Вот напасть! А из чего ее делают, ты знаешь? 
– Что ты! Откуда мне знать? 
– Вот и не говорил бы... Во-первых, они, богачи эти, масла не жалеют. 
– Пусть без масла, лишь бы яичница! 
– Вот так так! А молоко? 
– Пусть без молока, лишь бы яичница! 
– Хорошо. Ну, а яйца? Какая яичница без яиц? 
– Яйца? Почему «яйца»? Разбей одно яйцо и сделай из него яичницу. 
– Допустим, но где его взять? Было одно яйцо, так половину желтка я пустила в фарш, а часть белка – в тесто... 
– Ну-ну, если только ты захочешь, то найдешь, из чего сделать яичницу... 
– Из чего же? Из скорлупы, что ли? Ведь всего пол-яйца осталось... 
– Откуда мне знать? Ты ведь хозяйка! 
– Хозяйка, ну и что же? Разве немного муки добавить? 
– Пусть с мукой, лишь бы яичница! 
– Умница! А где ее взять, эту муку? 
– Ну, одну горсточку, неужели не наскребешь? 
– Не наскребешь... Может быть, гречневой? 
– Пусть с гречневой, лишь бы яичница! 
– Вот так так! А может, с лучком­? 
– Пусть с лучком, лишь бы яичница! 
– Совсем забыла! Лука нет, чеснок только есть. 
– Пусть с чесночком, лишь бы яичница! 
– Хороша яичница! А чем смазать сковороду? 
– Чем хочешь смажь, лишь бы яичница! 
– Яичница на мою голову! Приспичило! У богача увидел! А если богач отрежет себе нос, так и ты туда же? Обезьяна! Яичница вдруг, ну, ну! Иди же, мой руки! Готова твоя яичница! 
– Уже готова яичница? Вот так Гинда, люблю тебя за это... Пусть богачи не думают, что только они могут есть яичницу! Благородное кушанье... Чесноком пахнет – объедение! Славно, Гинда! Я был бы не прочь каждый день есть яичницу... Знаешь, Гинда, что я тебе скажу? Гм... Гм... Твоя яичница что-то не того... Вроде кисловатая она, клейкая какая-то, и соли как будто не хватает... Гм... Гм... Уж ты не обижайся, Гинда... Да не накажет меня Б-г... С души воротит, тьфу! Черт их знает, этих богачей, чем они только тешатся...



Мои гороскопы

Овен
Овен
Весы
Весы
Телец
Телец
Скорпион
Скорпион
Близнецы
Близнецы
Стрелец
Стрелец
Рак
Рак
Козерог
Козерог
Лев
Лев
Водолей
Водолей
Дева
Дева
Рыбы
Рыбы
Календарь
20 октября 2019 года
Смотреть
  • Даты
  • Праздники
  • Именины
  • События
  • Приметы