Танец реальности
Дата публикации: 27.02.2014
Чилиец Алехандро Ходоровски - режиссёр культовый, и не в последнюю очередь потому, что снял он не так много. В его фильмографии есть как большие победы, так и громкие поражения: несостоявшаяся «Дюна» с музыкой Pink Floyd и Сальвадором Дали в роли падишаха-императора, провальный «Похититель радуги» (1990) с Питером О’Тулом и Омаром Шарифом... После этого фильма Ходоровски молчал без малого четверть века. Лишь в последние годы он вернулся в кино и снял «Танец реальности», историю своего детства, отчасти, впрочем, воображаемую. Лучшие короткометражки смотреть онлайн можно здесь.
По степени фантасмагоричности фильм затмевает многие фантастические картины. Тут и кошмарные клоуны, и люди без лиц, и безрукие-безногие ветераны, которые пьют, поют и пляшут), и собрание коммунистов в борделе, плавно перетекающее в пиршество, если не в оргию, и покушение на чилийского диктатора Карлоса Ибаньеса дель Кампо во время собачьей выставки, и метафорические похороны Иосифа Сталина. Малолетний Алехандро (за спиной которого часто стоит Алехандро пожилой) проходит инициацию во взрослую жизнь с поправкой на эпоху и семью. Его родители, еврейские иммигранты из Екатеринослава и Елисаветграда, бежавшие от «казаков-антисемитов», держат лавку Casa Ukrania, причём на стене лавки висит портрет Сталина, отцовского кумира. Глава семьи, решив превратить сына в настоящего мужчину, бьёт его по лицу и требует, чтобы Алехандро терпел до последнего. Сломав мальчику зуб, папаша отводит его к дантисту и велит отказаться от обезболивающего. Тут-то и становится понятно, почему в фантастическом комиксе Ходоровски «Метабароны» отцы в обязательном порядке калечат детей...
Но «Танец реальности» - не просто воспоминания о детстве. Ходоровский практикует «психошаманизм», призванный избавить нас от внутренних демонов через искусство. Фильм в этом смысле — один большой психошаманский ритуал: Алехандро хочет простить и понять своих родных. Поэтому мать в «Танце реальности» не говорит, а поёт оперным сопрано: она и в самом деле хотела петь в опере, но стала всего лишь домохозяйкой при муже-тиране. Отец Алехандро никогда не ездил в Сантьяго убивать Ибаньеса, не был личным конюхом диктатора, не скрывался от властей; парализованные руки отца, так и не нажавшего на спусковой крючок, и последующее исцеление, -метафора, позволяющая режиссёру выправить свой мир и свой миф.
Итог: двухчасовой «Танец с реальностью» оказывает на зрителя мощное воздействие: наблюдать за танцем искусного шамана-режиссёра — сплошное удовольствие.