Стильный интерьерРемонт самостоятельноКомнатные растенияДомашние животныеБытовая техника

William Morris: поворот истории

Биограф Морриса, Джон Уильям Маккэйл, рассказывает: детство нашего героя прошло в живописных окрестностях Вудфорд-Холла, что способствовало развитию у полюбившего долгие прогулки ребенка вдумчивой созерцательности и особого внимания к растительному миру. Уильям рано научился читать и поступил в Оксфорд уже сложившейся личностью с широким кругозором; особенно юношу увлекали Средние века, что повлияло на его дальнейшее мировоззрение и творческий выбор. В стенах Эксетерского колледжа Уильям познакомился с Эдвардом Берн-Джонсом, ставшим впоследствии его лучшим другом. Первоначальное увлечение теологией со временем сменилось более глубоким интересом к изобразительному искусству, оставшимся с Моррисом на всю жизнь. Уильям Моррис поменял направление своей учебы, поступив в студию архитектора Джорджа Эдмунда Стрита, мастера английской псевдоготики, который во многом повлиял на формирование эстетических взглядов молодого человека. Благодаря дружбе с Берн-Джонсом в жизни Уильяма Морриса произошло еще одно знаменательное событие: знакомство с художниками из Братства прерафаэлитов, в лице которых идеалист Моррис, увлеченный красотой рубежа Средних веков и Раннего Возрождения, нашел невероятно близких по духу единомышленников. Братство прочно вошло не только в профессиональную, но и в личную жизнь Морриса: его женой стала любимица прерафаэлитов натурщица Джейн Бёрден, а Данте Габриэль Россетти сыграл двоякую роль в жизни дизайнера: с одной стороны, он сумел вдохновить молодого человека на множество творческих открытий, а с другой - разрушил его семейное счастье.

William Morris

Благодаря Уильяму Моррису в 1880-х годах было основано Движение искусств и ремесел (Arts & Crafts Movement), одно из самых влиятельных и долговечных объединений за всю историю дизайна. Как уже было замечено, конец 19-го столетия в Англии был связан с бурным развитием индустрии; механическое и безликое производство стремительно вытесняло художественное ремесленничество. На защиту традиций тогда встали Джон Рескин и Уильям Моррис: Рескин подготовил теоретическую базу движения, предложив новое видение связи между искусством, обществом и трудом, а Моррис воплотил его идеи на практике посредством возвращения к традиционному ремеслу, красоте натуральных материалов и подлинному творчеству, в процессе которого создавались не просто предметы быта, а художественные объекты. Растущая популярность Морриса способствовала восприятию идей движения далеко за пределами Англии, и влияние «Искусств и ремесел» на эволюцию художественной культуры обрело колоссальный масштаб: в США движение получило собственное развитие; в Европе оно способствовало зарождению национальных стилистических школ. В результате возникли такие значительные явления, как стиль модерн во всем его разнообразии, Венские мастерские, «Мир искусства», японское ремесленное движение «Мингей». Не будет преувеличением сказать, что Движение искусств и ремесел сыграло решающую роль в формировании современного дизайна.

ОбоиНаиболее ярко принципы движения отразились в проекте «Красный дом», уникальном примере целостного подхода к архитектурно-декорационной задаче. Это был первый дом Уильяма Морриса и его молодой жены, возведенный по проекту друга, архитектора Филиппа Вебба. Для постройки был выбран участок земли в Бек-слихете, теперешнем пригороде Лондона, а в 19-м веке - провинциальном местечке в графстве Кент. Моррис хотел построить современный дом, но в средневековом духе; в результате стены из красного кирпича без штукатурки стали стилистической сенсацией в области жилищной архитектуры викторианской Англии. Когда в 1860 году постройка Красного дома была завершена, Моррис занялся его внутренним убранством и декорированием и потратил на это два года. То был совместный проект самого дизайнера, сделавшего большинство работ собственноручно, и его друзей-художников. Успех Красного дома послужил предпосылкой для создания компании Morris, Marshall, Faulkner & Co., ставшей со временем стилистическим законодателем в области оформления церквей и жилых помещений. Отдавая заказы таким художникам, как Данте Габриэль Россетти, Форд Мэдокс Браун, Эдвард Берн-Джонс, компания оказалась в авангарде декоративно-прикладного искусства и сыграла важную роль в возрождении текстильных традиций и старинных методов ручной работы, позабытых в эпоху индустриального производства. Диапазон деятельности Morris, Marshall, Faulkner & Со. был довольно широк: компания производила витражи, мебель в Волгограде, изделия из металла и стекла, гобелены, ковры, керамику, создавала эскизы для украшения стен и музыкальных инструментов - одним словом, это был универсальный производитель, предлагавший целостное стилистическое решение для интерьера. К своему сожалению, Уильям Моррис из-за слабого здоровья не мог продолжать активное участие в работе компании, которая просуществовала до 1874 года, а впоследствии была переформирована в Morris & Со.

Уильяму Моррису, не нашедшему подходящих для Красного дома стенных декораций, пришлось самому взяться за их изготовление. Таким образом была открыта новая страница в истории британского прикладного искусства, а Моррис получил настоящее признание как художник-декоратор. Любопытно, что при этом сам дизайнер считал обои приемлемым, но все же суррогатным декором, и отдавал предпочтение более добротному текстильному убранству стен. Орнамент Trellis, первого образца обоев от Морриса - это стилизованное изображение розового куста в саду возле Красного дома; производство заняло два года из-за необходимых печатных экспериментов. Когда, наконец, в 1864 году были готовы дебютные обои от Уильяма Морриса, они стали предметом вожделения многих современников. Свои орнаменты Моррис создавал, черпая вдохновение во время прогулок на лоне природы, просмотра своей коллекции гербариев 16-17-го веков, текстиля с растительными мотивами и манускриптов о цветах. В общей сложности Моррисом было произведено пятьдесят обоев с различными орнаментами: каждый из них представлял собой определенное растение, либо выполненное с немного преувеличенным пышным натурализмом, либо изображенное в более «плоском» формальном стиле. При выборе обоев Моррис советовал прежде всего учитывать характер и функцию пространства и рекомендовал создавать настроение, выбирая декор: в спокойном и сдержанном интерьере он предлагал изображать плавные линии жасмина, мака и мальвы, а для более динамичной обстановки выбирать виноградную лозу, маргаритки и хризантемы.

Творчество Уильяма Морриса получило в наши дни новую популярность: прежде всего, это связано с возрождением ремесленничества, возобновлением связи между дизайном и искусством, отказом от глобального в пользу локальных традиций. В начале 21-го века вновь обрели актуальность принципы Движения искусств и ремесел: использование натуральных материалов, обращение к простым формам и природным мотивам, предпочтение ручной работы. Моррис не просто стал классиком - он продолжает оказывать ощутимое влияние на творческие умы спустя сто с лишним лет.

ИнтерьерМоррис-писатель знаменит, прежде всего, как автор книг «Земной рай», «Воды дивных островов», «Защита Геневеры». Его творчество вдохновило таких классиков фэнтези, как Льюис и Толкин. Показательно, что стилистика идеальной Англии в утопическом рассказе Морриса «Вести ниоткуда» родственна средневековой и обладает сказочной утонченностью: деревенские добротные дома с ухоженными садами напоминают жилища йоменов, а нарядные, вышитые золотом одежды прекрасных и задумчивых героев явно сделаны опытными руками ремесленников.

Многие высказывания Морриса по сей день остаются актуальными: «Чтобы сохранить все здания всех времен и всех стилей, мы призываем людей, имеющих к ним отношение, стремиться не реставрировать их, а охранять, каждодневными стараниями предотвращать непрерывное разрушение, возводить подпорки для падающих стен или чинить протекающую крышу, как это со всей очевидностью необходимо, не претендуя при этом на некую особую художественность. Мы призываем также противодействовать любым попыткам изменить фундамент здания или его декор, пока они еще держатся... Мы призываем, наконец, воспринимать наши древние сооружения как памятники былого искусства, применявшего отошедшие в прошлое методы, ибо современное искусство не может вторгаться в них, одновременно их не разрушая. Так, и только так, сможем мы избежать нелепого положения, когда наши познания толкают нас на действия, смешные с точки зрения самих этих познаний. Так, и только так, мы сможем сберечь наши старинные сооружения и передать их для изучения и почитания своим потомкам».

Важную роль в сохранении наследия Уильяма Морриса и его современников сыграл лондонский Музей Виктории и Альберта. В апреле 2013 года музейное издательство выпустило книгу куратора Линды Парри «Текстиль Уильяма Морриса» (William Morris Textiles). Это обзор сотни красочных текстильных эксизов Морриса и художников, с которыми работали его компании; книга рассматривает рабочие методы и специфику производственных процессов, которыми руководствовались в Morris & Co.

Уильям Моррис занимал активную гражданскую позицию и в 1884 году основал Британскую социалистическую лигу. Правда, через несколько лет художник покинул лигу из-за принципиальных разногласий - он не разделял экстремистских взглядов ее новых членов. Впрочем, социалистические убеждения и продвижение «искусства в массы» не мешало ему оставаться элитарным художником: обои ручной работы, равно как и другие искусно выполненные предметы быта из коллекции Morris & Co. производились небольшими сериями и имели довольно высокую цену. Тем более, оценить творчество Морриса могли только люди определенного культурного уровня, и при жизни дизайнера его работы пользовались успехом в основном среди его знакомых художников и в кругах, так или иначе связанных с ними. Есть анекдот о том, как Данте Габриэль Россетти раскритиковал новое убранство «по последней французской моде» в доме леди Маунт-Темпл и убедил хозяйку заказать его переделку Уильяму Моррису. В результате Маунт-Темпл вспоминала: «Все наши родственники и друзья высказали мнение, что мы сделали наш милый домик отвратительным». Широкие массы начали воспринимать творчество Морриса не раньше 1868 года, когда была опубликована книга Hints on Household Taste, посвященная оформлению интерьеров.

К концу 1890-х годов обои Морриса можно было встретить в большинстве домов, хозяева которых принадлежали к среднему классу и имели художественный вкус. Автор популярных романов Мэри Уорд писала: «Мы устраивали ужины и украшали наши дома обоями Морриса и старинными комодами... Большинство из нас было всерьез озабочено тем, чтобы соответствовать времени и следовать моде во всем, будь то эстетика, домашнее хозяйство или образование».

Комната

Остаток своей жизни Моррис провел в Кельмскоттском поместье, в доме, купленном им когда-то в качестве летней резиденции. Художник особо ценил это здание 17-го века, будто выросшее среди прекрасного пейзажа и ставшее со временем настоящей сокровищницей работ прерафаэлитов. Последним крупным проектом Уильяма Морриса стало издательство Kelmscott Press, выпустившее шедевр книжной графики - собрание сочинений Джеффри Чосера, известное под названием «Кельмскоттский Чосер». Уильям Моррис оставил глубокий след в истории искусства и дизайна, радикально изменив ход ее развития. Следующее поколение признало его прежде всего как выдающегося орнаменталиста, а спустя несколько десятилетий была оценена его роль в возрождении идеала средневекового художника-мастера, способного не только создать эскиз, но и выполнить ремесленную часть работы.



Мои гороскопы

Овен
Овен
Весы
Весы
Телец
Телец
Скорпион
Скорпион
Близнецы
Близнецы
Стрелец
Стрелец
Рак
Рак
Козерог
Козерог
Лев
Лев
Водолей
Водолей
Дева
Дева
Рыбы
Рыбы
Календарь
29 марта 2024 года
Смотреть
  • Даты
  • Праздники
  • Именины
  • События
  • Приметы